HiRes-Money-Tree

Монетизация iOS / Android – что это и какие вообще варианты?

Хотел назвать эту заметку «Монетизация: 7 шагов к успеху», но вовремя одумался и решил не пошлить на ровном месте! :)

Почему именно к успеху? Всё дело в том, что какой бы мобильный проект вы не задумали – будь то посевной стартап ради набора аудитории, завоевания мира, роста капитализации и выхода на IPO; или исключительно прикладное, нишевое приложение, например, со взрыв-схемами работы оборудования в помощь инженерам-установщикам – без грамотно заложенных в фундамент принципов монетизации, ваши планы, с вероятностью 80%, пойдут по ветру.

Сегодня попробуем погрузиться в тему и очертить круг основных вариантов, уже из которых можно будет «накомбинировать» индивидуальный алгоритм ROI подходящий именно вам.

Итак, какой выбор сделать?

Для начала давайте разберемся в терминах. Мы, с благословения толкового словаря имени Википедии, цитируем: «монетизация – это извлечение прибыли из проекта (стартапа или сайта) за счет введения платных сервисов, показа рекламы, размещения ссылок и т.п.»

Т.е. достаточно просто найти определение и уже понятно, что делать? В общих чертах да, но, как всегда, на практике всё оказывается несколько волнительней и разнообразней.

Без воды. Ниже перечислены самые распространенные и действенные методы получения денег с проектов iOS / Android:

1. Классика, Pay2install модель. Самая первая и очевидная схема, которую внедрил App Store в качестве монетизации на своей заре. Купил > скачал. Цены почти любые на ваш выбор. Только это кот в мешке в глазах пользователя iOS & Android образца 2015 года, и будет ли человек платить за вашу идею, бесплатно её не попробовав, большой вопрос. Еще из минусов – естественная ограниченность числом скачек, и в целом близкий потолок.

2. Хитрый Free2install прием. Когда приложение скачивается бесплатно и внутри несет либо какой-то почти полноценный / усеченный кусочек функционала. Либо несколько уровней, или только ограниченное кол-во попыток, размещений, чего-то иного… А дальше плати, товарищ, чтобы разблокировать. Как не странно, все вроде уже секут фишку, но работает прием всё равно очень круто при должной идеи и реализации.

3. Fremium модель. Уже бесплатная скачка проекта приложения целиком, или, например, полной игры с внутренним сервисом в виде покупки подписки / дополнительных опции и/или получения внутренней валюты, что склоняет человека к конверсии на сторону платящего реальные $ добра. Склонная к алгоритмам и счёту всего на свете модель, хлопотная в деле внедрения воронки и планирования. Тем не менее, прибыльная.

4. Так называемые In-Apps Purchases в чистом виде. Грубо говоря, e-commerce в мобильном сегменте. Из советов: нужно грамотно понимать как организовать эквайринг, чтобы не разоряться на 30% роялти Apple при приеме платежей, например. И нужно грамотно уметь конвертировать трафик дешево.

5. Trial по умолчанию. Человек скачивает приложение и автоматом, по факту регистрации, запускается таймер тестового периода, по истечению которого ему будет предложено заплатить или не быть. Расчёт, конечно, на моментальную полезность / увлекательность и подсадку на иглу приложения за время тест-драйва. Может быть сроком на месяц или даже на год. Отлично работает, если сразу внедряете ценность, привносите что-то стоящее в жизнь человека.

6. Lite & Full версии. Тоже классика раннего App Store: есть бесплатная «ознакомительная» версия и вторая премиум-версия, ссылка на которую Push-ится через бесплатный контент. При продвижение бесплатной версии в Free Top 25 своей категории, можно было косвенно вытянуть full-версию за собой в верх хит-парада платного чарта. Жаль баг быстро пофиксили. А была малина – любовь и голуби…

7. Ads + affiliates. Как правило, на рекламе или партнерстве, в том или ином виде, рассчитывают заработать проекты нацеленные на отраслевой или региональный сбор аудитории. Купонаторы, социальные сети, форумные площадки, отраслевые конференции и/или чаты, гиды и справочники, а так же другие схожие ресурсы.

В природе встречается очень много разных миксов моделей монетизации. Порой попадаются даже шокирующие гибриды, типа всё в одном: заплати за установку, потом доплати за докачку функционала внутри, потом еще регулярно заноси на абонентских условиях… Вариантов много. Но суть, ядро и основные принципы для комбо – перечислены выше.

Теперь поговорим о том, что уже на старте необходимо понимать не только вектор окупаемости / заработка в цифрах, но соответственно и стратегию, и тактику продвижения проекта. Вот и поговорили.

А если серьезно, в этом и многом другом по теме ROI обещаем разобраться детально в следующих статьях, чтобы сейчас всё не мешать в одну кучу. Ближайший первый шаг – статья с живыми примерами приложений, которые используют ту или иную модель монетизации, и наши комментарии по каждому примеру. Удачи вам!

P.S. Пока можно почитать про наши принципы или сразу написать.